Статьи и советы - Учеба и школа:

Репетитор для ребенка – подводные камни частных уроков

Если у родителей есть финансовая возможность нанять ребенку репетитора, то несомненно, сделать это стоит в большинстве случаев. Исключение, возможно, составляют только дети с хорошо сформированной способностью к самостоятельному поиску и обработке информации, и при этом имеющие усидчивый и терпеливый характер.

Для других детей, и отстающих, и хорошо успевающих в школе, частный преподаватель может стать важным дополнительным источником знаний, дополнительно стимулировать к обучению и, что немаловажно, дать ответ на вопросы, которые ребенок стесняется задать на уроке, а значит оказать существенную помощь по физике, математике или иностранным языкам..

Однако, при неправильно организованных занятиях или недостаточной квалификации учителя, уроки с частным преподавателем могут дать и противоположный эффект. Рассмотрим некоторые нежелательные варианты взаимодействия ребенка и репетитора.

1. Учитель чрезмерно позиционирует себя как друга, идет на уступки, желая установить доверительные отношения с ребенком. Такое желание логично и законно, однако очень часто ребенок чувствует в этом слабость и незамедлительно ею пользуется – не выполняет домашние задания, данные репетитором, отвлекает его вопросами, не относящимися к уроку, пытается использовать занятия для выполнения школьного домашнего задания. В результате эффект от занятий ничтожно мал, а иногда даже приводит к ухудшению успеваемости, так как ребенок рассчитывает на помощь репетитора и не слушает объяснения школьного учителя.

Репетитор для ребенка

При возможности ненавязчивого контроля занятий, родителям желательно обратить внимание на присутствие компонента авторитетности репетитора в глазах ребенка. Если такового нет, можно указать на это преподавателю в личном разговоре, но если он не сумеет исправить ситуацию, то продолжать такие занятия нет смысла - репетитора стоит сменить.

2. Учитель излишне авторитарен, бестактен, ругает ребенка за невнимательность, плохую память, ошибки. При таком подходе у его ученика может возникнуть боязнь к высказыванию своих мыслей, неуверенность в собственных возможностях, замкнутость. Если вы заметили проявления такого поведения, нужно немедленно прекращать занятия. Такой учитель вряд ли сможет сменить свой подход к урокам, да и вернуть доверие ребенка практически невозможно.

Авторитарный учитель

3. На занятиях преподаватель игнорирует знания, полученные ребенком в школе, пытается навязывать ему свои методы решения, употребляет другие термины. Поскольку у ребенка новые знания еще не систематизированы (а часто знаний просто недостаточно), то такой стиль занятий приведет к путанице и боязни ребенка применять даже те знания, в которых он был уверен.

Репетитор

Такая ситуация также требует вмешательства родителей, однако вначале им нужно правильно оценить поведение учителя, отличать заведомо непродуктивные способы подачи материала от попыток его привить ребенку гибкость и самостоятельность мышления при использовании нестандартных способов решения, которые зачастую не преподают в школе.

Это только некоторые примеры неэффективных способов организации занятий репетитором. Существует еще много нюансов, например, несоответствие требований к ребенку его способностям, излишняя академичность подачи материала, или же ориентирование только на повышение успеваемости при помощи зазубривания стандартных решений без понимая их сути. Поэтому родители должны внимательно отнестись к занятиям и судить об их эффективности не только по оценкам, но и по реакции ребенка, по его общению с учителем. В противном случае можно не только выбросить на ветер деньги, но и навредить ребенку противопоставлением требований репетитора к требованиям учителей в школе.

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой страницей со своими друзьями: