Цели: развитие воображения в процессе слушания и обсуждения сказки, развитие самосознания, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Возраст: старший дошкольный, младший школьный.

Материалы: альбом для рисования, карандаши/фломастеры, диск с музыкой (спокойной, не навязчивой)

Описание упражнения:

« Мы с тобой не раз попадали под дождь, помнишь? Он был разный…От еле заметного, моросящего до такого сильного…что нам не помогал даже зонт! А сейчас давай с тобой представим, что бывают дожди-взрослые и дожди-дети. Как и люди они умеют разговаривать, у них есть чувства. Получается сказка! Именно сказку я и хочу тебе сейчас рассказать!».

Сказка о маленьком дождике (С. Флоринская-Колбасова)

Как-то раз маленький дождик решил пойти погулять. Был тёплый летний день, а в лучах солнца город было словно золотым. Люди неторопливо шли по тротуару, разглядывая красочные витрины магазинчиков. В воздухе ощущалось спокойствие и предчувствие чего-то замечательного. Дождик летал, и с любопытством разглядывал идущих по улице людей, и так ему вдруг стало хорошо – что решил он опустится на землю и рассмотреть всех получше. Мимо как раз проходила мама с сынишкой. Мальчик катил за собой на верёвочке красивый жёлтый самосвал. Наш маленький дождик обрадовался и стал к ним опускаться…И тут случилось то, чего он совсем не ожидал. Почему-то стали набегать тучи, солнце совсем скрылось – и стало темно, а на землю стали падать редкие капельки: кап-кап-кап…Мама с сынишкой ускорили шаг и стали быстро удалятся по тротуару. Дождик хотел было крикнуть: «Подождите»! И вдруг горько расплакался…На землю с шумом хлынули непослушные капли: кап-кап-кап. Порывы ветра раскачивали ветки деревьев, люди укутывались в плащи, открывали зонтики или искали для себя приют под каким-нибудь навесом…

Очень грустным вернулся маленький дождик домой.
- Что с тобой, мой милый? – спросила его мама.
И он рассказал ей о том, как решил прогуляться, как ему понравился город, люди…Как он хотел спуститься на землю..И как от него стали убегать…
- Неужели я такой плохой? Или быть может страшный?
Мама погладила его по головке, нежно поцеловала и сказала:
 - Совсем нет…Ты очень хороший и симпатичный дождик…Пойдём, я тебе кое что покажу!
И она позвала его за собой.

Они летели очень долго и наконец прилетели в странный край…Трава там была жёлтая, цветы увядшие, а деревья понуро качали ветками.

- Где мы? – спросил маленький дождик.

Вместо ответа, мама взяла его за руку, и они начали спускаться вниз. Приятной прохладой наполнился воздух. Начался дождь - напористый, шумный. Вся природа оживала, жадно ловила каждую новую каплю, а в образовавшихся лужах красиво расходились круги от них.
Когда дождь закончился, то возникло ощущение, что всё усыпано бриллиантами – так красивы были капельки, которые остались на траве. Это было торжество Жизни! И это было действительно прекрасно! Цветы начали гордо поднимать головы, среди жёлтой травы проглядывали зелёные ростки, от деревьев веяло свежестью, и словно слышалось: «Спасибо!»

Маленький дождик, затаив дыхание, смотрел на чудо, происходившее прямо на его глазах. А мама улыбаясь сказала:

- Вот видишь, всегда есть место, где можно воплотить всё то, на что мы способны и где с благодарностью встретят это. Место, в котором можно ощутить гармонию с собой и с миром!

Но маленькому дождику всё равно было чуть-чуть грустно. Ему вспоминался тот мальчик из города, который убегал от него…

- Да, это здорово, когда можно найти то самое место…И здорово, что там  можно быть собой и чувствовать поддержку других. Но обидно, когда кто-то просто не даёт тебе шанса проявить себя и стать другом - грустно заметил он.

Мама положила свою руку ему на плечо:

- У меня есть для тебя сюрприз. Давай вернёмся в город.

Когда они вернулись домой, то тротуар был уже практически сухой, и опять выглянуло солнце.

Люди покинули свои укрытия, сложили зонтики, убрали плащи, воцарилась прежняя жизнь - спокойная, с предчувствием чего-то замечательного. И тут маленький дождик увидел красивую разноцветную дугу – она была высоко в небе и приветливо  улыбалась ему.

- Мама, кто это?
- Радуга, сынок, - ответила мама. Она появляется после нас – дождей.  Посмотри на неё – какая она прекрасная!

Да, она была прекрасна! Люди останавливались и любовались. Залюбовался ею и наш дождик. А ещё ему было очень приятно, что в её появлении и он сыграл свою роль! Но главное…Главным было то, что среди людей он заметил того самого мальчика с машинкой, и донеслись его слова: «Мама, как же хорошо, что прошёл дождь! Он подарил нам радугу!»

Слёзы радости покатились по щекам у нашего маленького дождика, а с земли слышалось: «Это грибной дождик – какой же он замечательный!».

 



После того, как вы прочитаете/расскажите сказку, поговорите с ребёнком:
 - Симпатичен ли ему главный герой – маленький дождик? Переживал  ли за него?
-  Был ли он в ситуациях, в которых тоже ощущал себя несправедливо обиженным ? Если, да, то что именно  испытывал: отчаяние, злость и т.п.?  (будет в особенности хорошо, если вы поделитесь с ним своим опытом.  Наверняка  у каждого из нас были ситуации, в которых мы оказались непонятыми другими или почувствовали несправедливость.  Расскажите об этом своему ребёнку, делая акцент не на подробностях самой ситуации, а именно на чувствах. Что вы чувствовали тогда и как к этому относитесь теперь, спустя время).

- Какое бы напутствие/пожелание дал бы он дождику?

Необходимо озвучить и проговорить и то, что каждый человек – особенный . Иногда можно ощущать себя хуже других, или даже сталкиваться с таким отношением, но тем ни менее  всегда нужно продолжать верить в себя и в свои силы. Обязательно сказать, что вы всегда несмотря ни на что будете верить в него (поддерживать, находить время, что бы поделиться друг с другом  мыслями, быть настоящими друзьями).

Примечание: 

Разговаривая с ребёнком, постарайтесь как можно внимательнее отнеситесь к тому, что он говорит. Обратите внимание и на мимику, и на жесты. Если вы замечаете, что ребёнок действительно с интересом говорит с вами – можете предложить ему нарисовать рисунок на тему сказки.  Он станет иллюстрацией не с только самой сказки, сколько  иллюстрацией внутреннего мира ребёнка, того,  что оказало наибольшее впечатление на него. А это очень важно. Ведь через сказку  можно лучше узнать и понять  своего ребёнка: провести параллели с  реальностью, попытаться  «прожить» какие-то ситуации.  Главное не бояться экспериментировать, быть открытым перед самим собой и перед  друг другом.

После обсуждения сказки, рисунка, можно предложить ребёнку попробовать написать собственную сказку – как самому, так и вместе с вами.
 

Материал подготовила детский психолог Светлана Флоринская-Колбасова

Дата публикации: 2013-03-15 13:01:33

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой страницей со своими друзьями: