Цели: развитие воображения в процессе слушания и обсуждения сказки, развитие самосознания, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Возраст: старший дошкольный, младший школьный.

Материалы: альбом для рисования, карандаши/фломастеры, диск с музыкой (спокойной, не навязчивой).

Описание упражнения:

« Каждое время года прекрасно по-своему. И наверно у каждого человека с каждым из  этих времён года связано масса воспоминаний. Иногда воспоминания дают возможность что-то пережить заново и в такие моменты  часто говорят: так свежо всё в памяти, словно вчера было!  А ещё побуждают человека чего-то очень-очень ждать – зиму, что бы опять так  весело покататься на санках или, например, осень, что бы устроить настоящий вернисаж из осенних поделок, а может быть яркое цветочное лето… У каждого свои воспоминания и свои истории. И сейчас я хочу предложить тебе послушать  одну из таких историй».


Карапуз (С. Флоринская – Колбасова)


Вдали от городской суеты есть чудесное  местечко. Там извивается как змея красивая синяя река, по оба берега от неё стоят стройные величавые сосны, а вдали виднеется цветочная поляна. Какие только цветы не растут там! Васильки, колокольчики, незабудки, клевер, всех и не перечесть! А какой стоит аромат…ммм…Это тот чарующий редкий аромат, который не забывается и не стирается временем. Точнее о нём можно не вспоминать долгие годы, а потом невзначай уловить что-то похожее – и вдруг в памяти всплывает та цветочная поляна, и не просто картинкой…а как совершенно реальная…Что так и кажется, что побежишь по ней босиком!

Именно таким было это волшебное место.  И однажды  летом, поблизости от него поселилась одна дружная  семья. Был в ней маленький карапуз – мальчуган, которому не было ещё и года. Он неуклюже делал свои первые шаги, смотрел вокруг широко распахнутыми глазами, в которых отражалась то зелень листвы, то синева неба и всё-всё ему было необычайно интересно!

А ещё маленький карапуз умел понимать язык, на котором говорит природа:  как секретничают на ветках птички-подружки, играют в догонялки рыбки в реке, шебуршат и о чём-то спорят букашки. Но больше всего ему нравилось слушать разговоры цветов. Так и сегодня…потеряв равновесие и плюхнувшись на траву, карапуз стал прислушиваться к цветам… Они были очень взволнованы. На днях приходили на поляну девицы-красавицы и присматривали цветы для букетов. Предстоял какой-то большой праздник – и им хотелось украсить его полевыми цветами. Конечно, быть сорванными  не особо радостно, ведь в ускоренном темпе запускаются «цветочные» часы - тик-так, тик-так…Которые, ой, как не долговечны. Но с другой стороны – быть в красивом букете? Почему бы и нет! И все равно цветы, ожидая девушек,  волновались. Но больше всех переживала ромашка. Почему-то её жизнь всегда отличалась от всех других цветов. Её редко срывали для букетов, но и редко, когда оставляли спокойно расти на свободе. Часто на её долю выпадало не легкое испытание…Нежные белые лепестки по одному обрывали…И ей от этого было нестерпимо больно. Она слышала о том, что у людей заведены какие-то гадания, когда отрывая один за другим лепестки,  совершается некое чудо.  Люди находят ответ на мучающий их вопрос. Но почему именно она?  Не знала, ромашка.

От этого ей становилось ещё тревожнее, а когда услышала, что  уже вот-вот за ними придут –  заплакала…Её жизнерадостная жёлтая сердцевинка стала тусклой, а белоснежные лепестки – задрожали…Какая несправедливость! Сейчас кому-то достанется либо жизнь на свободе, либо в красивом букете, а её сорвут, оторвут лепестки и бросят с одной одиноко сидящей сердцевиной на стебельке!

Ромашка и не догадывалась, что её сейчас  видит и слышит карапуз. А был он очень добрым и отзывчивым малышом! Пожалел он ромашку, бережно сорвал и зажал в своих маленьких пухленьких ручках. От них шло такое тепло – что впервые ромашка почувствовала себя счастливой! Как она теперь боялась потеряет неожиданно обретённое счастье…Но мальчуган, как самый лучший и долгожданный подарок,  ни на секунду не выпускал её из рук. Он улыбался ей, нежно гладил лепестки , а потом родители помогли ему поставить ромашку в красивую хрустальную вазу. ..

С тех пор прошло не мало времени. Семья вернулась в город,  карапуз заметно повзрослел. Но на стене висит  большой календарь с ромашками  – и каждое утро,  малыш улыбаясь  им, говорит : «Привет!»

 

 

После того, как вы прочитаете/расскажите сказку, поговорите с ребёнком:

- Понравилась ли она ему?  (почему, чем именно)

- «Рисовал» ли  он мысленно происходящее?

Возможно, это место ему показалось знакомым, и он видел что-то конкретное – уделите этому внимание. Обязательно поговорите о его собственных воспоминаниях о лете (или те любом другом времени года, если ему оно окажется ближе), какие события запомнились, что хотелось бы повторить.

- Пофантазируйте вместе с  ребёнком на тему разговора с природой (с цветком, деревом, каким-то насекомым или животным.  Это даже может быть обычный камешек, как воображаемый, так и вполне реальный).

Поинтересуйтесь, как ему было бы интересней: придумать что-то самому: нарисовать, слепить  и т.д. Или это будет ваш домашний четвероногий любимец, комнатный цветок? А возможно ему было бы интереснее пофантазировать на улице, где он  и выберет своего «героя». В  любом случае, атмосфера должна быть творческой, если замечаете затруднение, нерешительность у ребёнка – покажите на своём примере, как это можно сделать. 

Во время такой беседы желательно затронуть что-то важное из жизни ребёнка. Скажем, можно «поговорить» с природой о своих мечтах или о том, что волнует; посоветоваться на счёт каких-то событий; заручиться поддержкой.  Замечательно, если у вас получится живой и эмоциональный разговор. Помимо эмоционального сближения, когда  можно спокойно и с удовольствием рассказать друг другу всё, что чувствуешь, желаешь, боишься, такой разговор носит и психотерапевтическую функцию. Ведь сумев открыться, довериться, проговорив с близким то, что волнует – в целом переходишь на другой уровень восприятия той или иной ситуации, приходит переосмысление, а вместе с ним желание и возможность что-то  в своей жизни изменить. Конечно, ребёнок сам не справится с такой задачей, но в ваших силах помочь ему.  Ваше терпение, внимание, творческий подход – залог успеха.


Примечание

После обсуждения сказки, «разговора» с природой, можно предложить ребёнку попробовать написать собственную сказку – как самому, так и вместе с вами.

Материал подготовила детский психолог Светлана Флоринская-Колбасова

Дата публикации: 2013-03-15 13:20:46

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой страницей со своими друзьями: