Цели: развитие воображения в процессе слушания и обсуждения сказки, развитие самосознания, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Возраст: подростковый

Материалы: альбом для рисования, карандаши/фломастеры, диск с музыкой (спокойной, не навязчивой).

Описание упражнения:

Я хочу тебе сегодня рассказать историю из жизни окна. Да-да, самого что ни на есть  обычного окна  из обычной петербургской квартиры. Хотя может оно и не такое обычное…
Но в начале, мне хочется  поделиться с тобой одним интересным высказыванием, которое часто можно встретить на просторах Интернета. Правда, автор его неизвестен (будем надеяться, что он всё же найдётся, а если ты случайно узнаешь – расскажи).

А высказывание такое: «…Люди очень похожи на окна. Одни закрыты, другие открыты. У одних прозрачные стекла, другие наглухо зашторены. Одни навсегда разбиты, другие отражают яркие огни. А ещё бывают окна в никуда... Бывают с цветными стёклами… Красиво, но утомляет. А бывают зеркальные… Изнутри всё видно, а туда заглянуть нельзя… У окон есть общее свойство: они смотрят друг на друга или перед собой. Редкие окна смотрят в небо… « Источник: Интернет, автор неизвестен.

Думаю, что это может быть небольшим эпиграфом  к нашей истории, хотя решать это будешь ты.

История из жизни окна (С. Флоринская-Колбасова)


Окно было ещё совсем юное – оно появилось  в квартире два года назад ранней весной, когда в неё въехали новые хозяева. Эта была семейная пара, У которой вот-вот должен был родиться долгожданный малыш.  Поэтому в квартире сделали ремонт, купили новую красивую мебель и  заменили окно. Затем повесили  нежный  тюль и изысканные шторы. Так  красиво и празднично встретило  оно свою первую весну. А весна была для него удивительной! 

Деревья примеряли зелёные шевелюры, из росточков вырастали прекрасные цветы и вся земля стала волшебным зелёным ковром. Окно с восхищением всматривалось  во всё, что его  окружало и вслушивалось в щебетание птиц.  Потом пришло лето, и вскоре дом наполнился радостной суетой -  появился малыш. В честь  него окно украсили яркими воздушными шариками.

Затем наступила   осень с её красочными листопадами, зима  в белых нарядах…Всё  было так увлекательно и интересно! Хотелось ещё и ещё открытий, впечатлений, чувств! Старые окна, жившие по соседству, с неким снисхождением поглядывали на молодое окно. Наверно когда-то и они испытывали такую безудержную радость от жизни…но было это так  давно, что совсем  позабыли ощущения…А может теперь им это казалось смешным? Ни кто точно не знает  – что же они думали на самом деле. 

Но вот на втором году настроения нашего окна изменилось. Ему вдруг стало грустно, что несмотря на то, что не бывает двух одинаковых дней – ему, окну,  можно увидеть только то, что перед ним…А ведь есть, наверно, другие дворики, улицы…Получается, что оно их  никогда не увидит? С этим невесёлыми мыслями оно и не заметило, как наступила зима. Холодная, и, как никогда, снежная.  Лёгкие шторы сменили  на плотные, из грубой материи. Их почти не открывали – и окну больше было не видно, что происходит в комнате, и только доносился озабоченный голос  мамы:
- Не подходи к окну –  от него дует, можно заболеть!

Грустно и обидно было ему. Зимой быстро темнело на улице, как и у него и на душе.
Окна, по соседству, как могли, успокаивали его. Рассказывали, что у них всех  такая судьба, предназначенье, но зато какое!

- Ты только, задумайся! – говорили они, - благодаря нам, для людей, не перестаёт существовать внешний мир! Они дома, но при этом видят всё, что происходит на улице! Мы не раз слышали их разговоры. Оказывается,  утро многих начинается с того, что они сморят в нас! А как нас украшают! Оглянись, нет ни одного одинакового окна – у каждого своя занавесочка!

- Да, что мне эти занавески – с горечью отвечало  наше  окно. – Я хочу быть исключительным! Что бы интересовались именно мной, а не  занавесками, которые на меня повесили… Почему я всякий раз должен слушать: «Какая хорошая погода!», « Какие красивые деревья!». А как же я? Какое я?  Я хочу что б и на меня обратили внимание!

- Но это не наше предназначенье … - с недоумением говорили остальные окна.

Долго теперь тянулись дни нашего окна… Его почти ничего не радовало… Но однажды, сквозь плотные шторы до него вдруг донеслись слова  о каком-то странном празднике, его называли Новый год. Рассказывали  о чудесах, об исполнении желаний…А потом в доме появилась ёлка (окну её удалось разглядеть через небольшую дырочку в шторах).

- Какое красивое и необычное дерево! -  удивлялось окно. - На нём растут  фонарики,  лампочки, которые горят по вечерам...На улице перед домом нет  таких деревьев! Наверно, действительно Новый год – волшебный праздник! А что если и мне…загадать желание?  - Да! Я загадаю желание!

Оставшиеся дни до Нового года (а их оставалось уже совсем чуть-чуть), наше окно провело в предвкушении чуда.

И вот  долгожданный  вечер, стрелки часов приближаются к заветной цифре, ещё чуть-чуть и  раздаётся бой курантов. Дальше смех, веселье,  поздравления,   какие-то огни,  подымающиеся в ночное небо! А чудо? Окно боялось даже думать о том, что это был обман,  что это вовсе не волшебный  праздник и в него не исполняются желания…И ещё сильнее боялось думать о том, что именно его желание почему-то не сбылось…Может какой-то сбой в волшебстве?! Нет, нет, нет! Этого просто не может быть!

И оно заснуло каким-то тяжёлым мучительным сном…  А на утро его разбудили восторженные голоса:

- Вы только посмотрите на окно! Какие на нём узоры! Тут, и птицы, и звери, и цветы! А вдали виднеется сказочный город! Это настоящая картина! Исключительная красота!

- Неужели это обо мне говорят? – не поверило окно. И стало себя разглядывать… - Неужели это я?

Да, это было оно! Шторы были широко распахнуты, и окно стояло  теперь во всей своей зимней узорчатой красоте!  В один миг улетучилась грусть и  оно почувствовало себя счастливым!  Как же сильно ему тогда захотелось творить добро, захотелось улыбаться   миру и захотелось  через себя показывать этот мир другим! Ведь это так здорово! С тех пор у него началась новая жизнь. С Нового года – Новая жизнь!? Именно так!

 



После того, как вы прочитаете/расскажите историю, поговорите с ребёнком:

- Понравилась ли ему история?

- Знакомы ли ему переживания, затронутые в этой истории? 

- Можно ли взять эпиграфом  к этой истории высказывание, которое приводилось в начале?

Обоснуйте ответ.  Обсудите как само высказывание, так и его  использование в качестве эпиграфа к этой сказке. Можно подобрать и другие высказывания (если данное покаЗАЛОСЬ неподходящим или захочется того или иного дополнения).

- Предложите пофантазировать  и придумать разные заключения этой истории, как могли бы ещё сложиться обстоятельства.

Примечание

Наверно, каждому из нас хотелось бы успешно проявлять свою индивидуальность,  а ещё, чтобы её замечали и ценили окружающие. Когда же это по тем или иным причинам не получается , то велика вероятность того, что в нашей душе появится дискомфорт, недовольство собой, недовольство другими, чувство, что тебя не ценят. И вот ты начинаешь ловить что-то важное для себя, но оно всё ускользаёт и ускользает  -  словно солнечный зайчик по стене, потолку…

Не всегда легко в такие моменты собраться духом, всё обдумать и попытаться начать как бы новую жизнь: учитывая старые ошибки делать новые шаги по-другому или понять, что на самом деле ничего менять не надо, надо просто ценить то, что имеешь. .. 

Часто это бывает из-за того, что рядом нет дружеского плеча, людей, которые вдохнут веру, поддержат, скажут  о твоих достоинствах…А это очень важно.  Ведь искреннее участие и доброе напутствие способно сотворить чудо: открыть второе дыхание у человека, пробудить веру в себя.  И об этом нельзя забывать. Всегда стараться поддержать того, кому сейчас трудно и быть благодарным тем, кто поддерживает нас.
 

Материал подготовила детский психолог Светлана Флоринская-Колбасова

Дата публикации: 2013-03-15 13:41:40

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой страницей со своими друзьями: