Каждый ребенок - художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо

  • Упражнения с элементами арт-терапии_0 Воробушек

    Цели: развитие воображения в процессе слушания и обсуждения сказки, развитие самосознания, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

    Возраст: старший дошкольный, младший школьный.

    Материалы: альбом для рисования, карандаши/фломастеры, диск с музыкой (спокойной, не навязчивой)

    Упражнения с элементами арт-терапии_1 Загадай желание

    Цели: развитие воображения; эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

    Возраст: дошкольный, младший школьный

    Материалы: мыльные пузыри, фотоаппарат.

  • Упражнения с элементами арт-терапии_2 ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ ОКНА

    Цели: развитие воображения в процессе слушания и обсуждения сказки, развитие самосознания, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

    Возраст: подростковый

    Материалы: альбом для рисования, карандаши/фломастеры, диск с музыкой (спокойной, не навязчивой).

    Упражнения с элементами арт-терапии_3 История из жизни цветов

    Цели: развитие сенсорных способностей; развитие воображения.

    Возраст: дошкольный; младший школьный.

    Материалы: бумага формата А4; акварельные краски; кисточки; фотографии неба, солнца, моря, цветов, деревьев.

  • Упражнения с элементами арт-терапии_4 Карапуз

    Цели: развитие воображения в процессе слушания и обсуждения сказки, развитие самосознания, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

    Возраст: старший дошкольный, младший школьный.

    Материалы: альбом для рисования, карандаши/фломастеры, диск с музыкой (спокойной, не навязчивой).

    Упражнения с элементами арт-терапии_5 Карта моего внутреннего мира

    Цели: формирование представлений о себе; осознание и выражение своих чувств; эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

    Возраст: школьный

    Материалы: бумага разного формата; краски, кисточки;
    набор карандашей/фломастеров/мелков; различные географические карты.

  • Упражнения с элементами арт-терапии_6 Конверты радости и огорчений

    Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

    Возраст: старший дошкольный; школьный

    Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.

    Упражнения с элементами арт-терапии_7 Котелок отличного настроения

    Цели: развитие воображения; повышение уверенности в себе.

    Возраст: дошкольный; младший школьный

    Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски;
    набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей, пластилин.

  • Упражнения с элементами арт-терапии_8 Моя автобиография

    Цели: установление «мостов» между различными периодами своей жизни; укрепление единства между прошлым, настоящим и будущим; создание предпосылок для развития способностей видеть перспективу своей будущей жизни, уметь её проектировать.

    Возраст: подростковый, взрослый.

    Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски;
    набор карандашей/фломастеров/мелков

    Упражнения с элементами арт-терапии_9 Моя звезда

    Цели: формирование представлений о себе; развитие воображения; эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

    Возраст: младший школьный

    Материалы: картон; фольга; клей; акварельные краски; фломастеры, кисточки для рисования; ножницы; карта звёздного неба; фотографии планет

  • Упражнения с элементами арт-терапии_10 Моя эмблема

    Цели: формирование представлений о себе; осознание своих интересов, устремлений; формирование самоуважения; эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

    Возраст: школьный возраст

    Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски;
    набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей, пластилин; изображения различных эмблем; семейные фотографии.

    Упражнения с элементами арт-терапии_11 Наш семейный плакат

    Цели: эмоциональное сближение членов семьи, усвоение семейных ценностей.

    Возраст: дошкольный, школьный

    Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; различные конверты, ножницы, клей.

  • Упражнения с элементами арт-терапии_12 Сказка о маленьком дождике

    Цели: развитие воображения в процессе слушания и обсуждения сказки, развитие самосознания, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

    Возраст: старший дошкольный, младший школьный.

    Материалы: альбом для рисования, карандаши/фломастеры, диск с музыкой (спокойной, не навязчивой)

    Упражнения с элементами арт-терапии_13 Чудо

    Цели: развитие воображения; эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

    Возраст: дошкольный, младший школьный

    Материалы: В нашей жизни всегда есть место для Чуда, стремление к встрече с ним и желание его разглядеть. Ведь зачастую Чудо совсем не что-то из ряда вон выходящее или иллюзорное, а то, что рядом с нами - простые и обычные ситуации, вещи… Так давай вместе с тобой станем настоящими чудоискателями! И возможно когда-то мы станем обладателями настоящего клада – жизни, полной до самых краёв Чудес!

Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя, выразить своё отношение к окружающем людям, и миру в целом. В нём воплощаются наши опасения и надежды, страхи и мечты, конфликты и примирения. И где-то творчество становится нашим верным проводником по непростому, зачастую противоречивому, но безмерно интересному внутреннему миру.
А что значит творчество для ребёнка? Почему получается так, что в детстве многие с упоением рисовали, лепили, а с возрастом желание делать это зачастую проходит… словно порвалась какая-то незримая ниточка?
Просто для ребёнка творчество – это и есть его жизнь, это его реальность. Это и его «язык», с помощью которого он пытается рассказать о себе, своих чувствах, радостях и переживаниях. Он абсолютно спонтанен в своём творчестве. В отличие от взрослых, которые и в творчестве пытаются усмотреть что-то рациональное, и критически относятся к тому, что сделали – ребёнок живёт именно чувствами. Для него не столько важно как что-то нарисовано или вылеплено из пластилина – сколько, что именно. Поэтому для него столь естественным становится самовыражение именно в творческой деятельности.
Но все мы родом из детства…А значит и этот «язык» творчества для нас не чужой – так давайте попробуем вместе с нашими детьми отправиться в это творческое путешествие: вновь пофантазируем, порисуем, полепим. Разделим с нашими детьми то, что для них так значимо!
И в этом нам с вами помогут упражнения с элементами арт-терапии.

Сам термин «арт-терапия» (буквально - терапия искусством) был введён А. Хиллом в 1938 году, и является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы может помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои проблемы из реальной жизни в выдуманные сказки или на лист бумаги в виде рисунка – можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти выход. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

- формированию представлений о себе,
- изучению и выражению своих чувств и эмоций;
- формированию позитивного самовосприятия;
- развитию коммуникативных навыков;
- эмоциональному сближению членов семьи;
- снятию психоэмоционального напряжения;
- развитию способностей к различным видам творческой деятельности.


Для выполнения упражнений вам понадобится:

- бумага для рисования, краски, карандаши, цветные мелки.
- картон, ножницы, клей
- пластилин
- различный природный материал
- фотографии
- музыка

Удачного и интересного вам творческого путешествия!