Статьи и советы - Общая психология:

Ложь или фантазия: как бороться с детской ложью

Развитие фантазии у ребенка — очень важный момент воспитания. Насколько богатой фантазией будет обладать ребенок, когда вырастет, напрямую зависит от того, насколько он умеет фантазировать в детстве.

Первые признаки способности к фантазии можно наблюдать у ребенка в возрасте полутора — двух лет. Он пытается накормить или напоить куклу, позаботиться о том, чтобы кукле было тепло.
В этом возрасте развивать фантазию ребенка можно с помощью игрушек, имитирующих взрослую жизнь: игрушечной посуды, мебели, музыкальных инструментов. Очень важно начать игру вместе с ребенком, «дать толчок» проявлению фантазии, чтобы ребенок смог продолжить играть самостоятельно. Фантазии детей отображают повседневные моменты жизни и проявляются в играх, рисунках.

Фантазия

Стоит, например, сказать ребенку, что купили билеты в цирк Никулина, как он начинает играть в цирк или рисовать запомнившиеся впечатления.

Многих родителей тревожит вопрос грани между ложью и фантазией. Хорошо или плохо, если ребенок лжет? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ложь бывает разная. Но в процессе умственного развития ребенка наступает момент, когда он начинает отличать фантазию от реальности. В этот период ложь является явлением нормальным. Задача родителей — воспитать ребенка таким образом, чтобы ложь не стала нормой его жизни. Здесь очень важен личный пример. Если родители сами постоянно врут, трудно ожидать от ребенка понимания того, что ложь — это плохо.

Ложь или фантазия

Что же делать родителям, чтобы отучить ребенка врать (именно врать, а не фантазировать)?

1. Выясните причину детской лжи. Возможно, у него проблема, которую он не может решить самостоятельно. Помогите ему разобраться и решить проблему. Если наказать его за ложь, он и в дальнейшем будет врать, пытаясь скрыть проблему.

2. Объясните ребенку, что у него нет необходимости врать, потому что именно к вам он может обратиться за помощью, и вы всегда поможете.

3. Если ребенок совершил плохой поступок и сказал вам неправду, пытаясь скрыть поступок, объясните ему, что это не он плохой, а поступок. Наверняка ребенок совершил его неумышленно, просто так сложились обстоятельства. Скрывать плохие поступки не нужно, нужно стараться их не совершать. Если ребенок с вашей помощью поймет, чем плох его поступок, в дальнейшем он будет стараться именно этот поступок не совершать.

Некоторые родители полагают, что дети исполняют просьбы, только если на них покрикивать. Родители забывают, что между просьбой и приказом — большая разница. А мы зачастую не просим ребенка что-то сделать, а приказываем. В то время как дети гораздо чаще откликаются на просьбы. Приказы развивают такую нехорошую черту характера, как упрямство. Чтобы ребенок выполнил просьбу, она должна быть вежливой. Вместо слов: «А ну-ка немедленно сделай» произнесите слова: «Сделай, пожалуйста», или «Давай сделаем вместе». Поставьте себя на место ребенка. В каком случае вы выполните просьбу охотнее: вежливую или приказ? Вывод очевиден.

Если ребенок не выполняет вежливую просьбу, можно попросить его еще раз, но более строго. При этом не нужно на него кричать или запугивать, что раз он не выполняет просимое, то вы, например, сдадите купленные билеты в цирк, цена радости от его посещения, по-вашему, и послушание ребенка несоизмеримы. Достаточно просто строго напомнить: «Я же просил тебя, почему ты не сделал? Сделать нужно обязательно!». Это все-таки звучит мягче.

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой страницей со своими друзьями: