Статьи и советы - Детская психология:

Как научить ребёнка одеваться самостоятельно?

Время идет, ребенок растёт и осваивает всё больше умений, приобретает полезные навыки. Но если с самостоятельным кормлением дела обстоят довольно понятно, то с одеванием самого себя, часто возникают сложности. Родителям легче быстрее одеть ребёнка самим, нежели позволить малышу сделать это самостоятельно.

Когда и как начинать?

Осознанное желание одеваться самостоятельно появляется у ребёнка в 3 года. Но это не значит, что нужно пресекать любые попытки надеть на себя одежду в более раннем возрасте. Частая ошибка родителей в том, что они резко начинают обучение, и требуют от малыша немедленного мастерства. В этом деле, как обычно, главное – постепенность. Поэтому начинать следует, задолго до трёхлетнего возраста. Обучение самостоятельному надеванию на себя одежды включает:
 
1. Развитие ловкости пальцев и кистей рук. (С 6 мес.). Чтобы пальцы легко справлялись с пуговицами и молниями, следует как можно чаще выполнять упражнения на развитие их моторики. Для самых маленьких подойдёт перекладывание гороха из одной миски в другую, для детей постарше можно использовать мозаики и пазлы, пластилин и пальчиковое рисование.
 
2. Самостоятельное раздевание. (С 1 года). Как только ребёнку исполнится год, следует учить его самостоятельно снимать одежду. Для начала можно начать с малого: шапка, трусы, носки и т.д. Со временем малыш освоит и более сложные виды одежды, такие как свитер или куртка.
 
3. Удобная одежда. Покупая своему ребенку, штаны или свитер, стоит обратить внимание на их удобство, как в носке, так и в надевании. Все детские комплекты одежды в интернет-магазине "Мамси" соответствуют этому критерию.
То же самое и с обувью, на первое время стоит выбрать без шнурков, чтобы ребёнок смог надевать сам.
 
4. Последовательность. Одевая ребёнка, взрослые должны проговаривать, что они на дынный момент надевают и какая одежда следует за этим. Постепенно ребёнок привыкнет, что сначала он должен надеть майку и трусы, а затем свитер и штаны.
 
5. Понятия: «перед», «зад», «изнанка». (С 2 -3х лет). Для более лёгкого усвоения данных слов и применения их на практике следует сделать отличительные метки на одежде. Например, на свитере спереди всегда рисунок, если его нет, то стоит сделать небольшую нашивку для того, чтобы ребёнок не путал.
 
6. Этапы надевания. Во время одевания можно проговаривать каждое движение: «Просунем голову, теперь правую ручку вот сюда, затем левую». Так ребёнок запомнит весь алгоритм одевания.
Как научить ребёнка одеваться самостоятельно?

Учимся играя.

Самый распространённый способ обучения детей чему-либо – это игра. Дети так устроены, что через интересную игру они усваивают намного больше информации, чем с помощью скучных поучений. Вариантов игр достаточно:
 
• «Где же наши ручки?» (С 2-3 лет). Во время одевания можно искать потерянные в глубинах одежды ручки и ножки. Пусть малыш самостоятельно найдет выход для своих частей тела.
 
• «Кто быстрее?» (3 -4 года). Как только ребёнок освоит простые задачи, можно устроить соревнования со старшим братом, сестрой или с родителями.
 
• «Модники». (2-3 года). Дети любят наряжаться, примерять разные образы, это вполне можно использовать, сделав импровизированный показ мод.
 
• «Вызов». (3-4 года). Начиная с трёхлетнего возраста, дети склонны всё делать наоборот, поперёк высказываниям взрослых. Поэтому родители могут воспользоваться хитрым приёмом и бросить вызов собственному ребёнку. В ответ на фразу: «Эти штаны ты не сможешь надеть сам», ребёнок тут же будет пытаться надеть штаны самостоятельно. В конце можно наградить старательного малыша презентом и обязательно похвалить за упорство.

Памятка для родителей.

1. Спокойствие, только спокойствие. Взрослые должны быть мудрыми и терпеливыми. Не просто дождаться, когда малыш наконец-то, спустя 15 минут, застегнёт первую пуговицу, но стоит постараться. 
 
2. Всегда замечать только хорошее. Хвалить. Если ребёнок надел свитер задом на перёд, то, в первую очередь, стоит отметить, какой он молодец, что оделся самостоятельно, а уже потом исправлять небольшие ошибки.
 
3. Каждый ребёнок индивидуален. От темперамента ребёнка зависит то, насколько быстро он усвоит все знания. Спокойный и усидчивый ребёнок намного раньше начнёт одеваться самостоятельно, чем активный и подвижный. Родителям стоит брать это во внимание.
 
4. Помощь никогда не будет лишней. Ребёнок есть ребёнок, у него всегда что-нибудь не получается, взрослые должны быть рядом, чтобы прийти на подмогу.
 

Дети растут, познают этот мир, учатся новым умениям, приобретают необходимые навыки, а взрослые всегда должны быть рядом, должны быть поддержкой и опорой своему ребёнку. 

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой страницей со своими друзьями: