Статьи и советы - Детская психология:

Гиперактивный ребенок

Ваш ребенок в постоянном движении, ни одного дела не доводит до конца, легко отвлекается, теряет свои вещи, не реагирует на ваши замечания и при этом болтает без умолку? Не спешите казнить себя за плохое воспитание. Возможно, ваш ребенок просто не может вести себя по-другому.

Что же с малышом?

Скорее всего, ваш ребенок страдает так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, при котором нарушены механизмы восприятия и тормозящего контроля в центральной нервной системе. Этим и объясняется его гиперактивность, способная вывести любого.

Тем не менее, посоветуйтесь с детским невропатологом для постановки точного диагноза. Похожее поведение может быть связано и с другими заболеваниями (нарушением зрения и слуха, эпилепсией). Может быть, у вашего ребенка просто такой бурный темперамент или он, таким образом, реагирует на неприятности в детском саду, школе или семье. Присмотритесь к нему повнимательней. Основной признак синдрома дефицита внимания – неумение сосредоточиться ни на одном виде деятельности, будь то учеба, просмотр мультфильмов или игра.

Гиперактивность и дефицит внимания

Гиперактивный ребенок возбудим, агрессивен, импульсивен, постоянно напряжен. Его настроение меняется моментально, часто возникает тревожность, беспричинный страх, беспокойство. Он тяжело общается со сверстниками. Ребенок отстает от них в психическом развитии, не может долго поддерживать дружеские отношения, не может долго играть со сверстниками. И, не смотря на это, стремится командовать, из-за чего возникают конфликты с детьми.

В 7 лет гиперактивного ребенка отправляют в школу, а он к ней еще не готов, потому что у него не созрели высшие мозговые функции для учебной деятельности. И появляются сложности, выматывающие учителей, родителей и самого ребенка. На уроках он постоянно отвлекается, гримасничает, суетится, с большим трудом осваивает чтение, письмо, счет, делает массу ошибок.

Но не путайте это с недостатком интеллекта! Виной всему является – нарушение внимания, которое у гиперактивного ребенка удерживается не более 5-15 минут, потом «отключается» на минут 7, «накапливая» энергию для следующего раза. Дома такой ребенок страдает от постоянных упреков родителей, которые сравнивают его с сестрами и братьями, с другими детьми. Они ставят в пример их успехи в учебе и отличное поведение. Все это формирует опасную установку у ребенка «Я плохой». Она толкает ребенка к излишней агрессии, ссоре с родителями, воровству, дракам. По мировой статистике среди малолетних преступников много детей, больных синдромом дефицита внимания.

Почему это могло произойти?

Осложнения во время беременности и родов (резус – конфликт, инфекционные заболевания, внутриутробная гипоксия, длительные или стремительные роды); болезни самого ребенка (патологии сердца, энцефалит, менингит); генетическая предрасположенность; социальные причины (малообеспеченные семьи, неполные семьи).

Как помочь ребенку?

Работа с такими детьми должна проводиться в комплексе. Необходимо привлекать психологов, психотерапевтов, невропатологов, педагогов и родителей.

Аутотренинг

Аутотренинг проводится психологами. Они сочетают сеансы самогипноза и гипноза. Дети с дефицитом внимания постоянно находятся в стрессе (у них в крови высокое содержание стрессовых гормонов норадреаналина и андреналина). Аутотренинг помогает ребенку нормализовать пульс, расслабиться, снять напряжение.

Физкульттерапия

Важно направить всю энергию ребенка в нужное направление. Спорт на открытом воздухе является неотъемлемой частью его лечения.

Гиперактивный ребенок

Физические нагрузки не должны быть связаны с эмоциональными переживаниями (соревнования, спортивные игры). Лучшая физкультура для такого ребенка – это бег, плаванье, катание на лыжах, коньках.

Советы родителям

Дорогие родители, наберитесь терпения. Разговаривайте с ребенком мягко, сдержанно, не ругайте его за плохое поведение. Знайте, он тоже страдает. Ваши замечания способны сформировать у него низкую самооценку. Лучше почаще хвалите его. Вместо запретов старайтесь отвлечь его, переключить внимание.

Пусть он играет только с одним или двумя друзьями. Оградите его от толпы шумных приятелей. Они лишь утомят его взбудораженную нервную систему.

Не отчаивайтесь! При своевременно начатой коррекционной работе к 14-15 годам гиперактивность ребенка снижается, процессы внимания, хоть и не полностью, но восстанавливаются. И пусть ничто не мешает вам гордиться вашим ребенком: он умеет принимать решения быстро и рисковать, а это важные качества в жизни!

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой страницей со своими друзьями: