Статьи и советы - Детская психология:

Дети близнецы: одинаковые и разные

Многие родители считают, что воспитание в абсолютно одинаковых условиях — естественное следствие внешнего сходства близнецов. Не предполагая, что когда дети станут взрослыми людьми, от каждого потребуется индивидуальная ответственность за свою жизнь и тогда привычка «быть одинаковыми» может дорого им стоить.

Так ли уж естественно воспитание, основанное на подчеркивании только сходства близнецов? Здесь, прежде всего надо сказать, что близнецы по происхождению бывают двух видов. Близнецы, развивающиеся из двух одновременно созревших яйцеклеток матери — двуяйцевые близнецы (ДБ), — вообще похожи не более чем обычные брат и сестра. Дети, возникшие из одной яйцеклетки, разделившейся на две части, — однояйцевые близнецы (ОБ), — обладают одинаковым набором генов и поэтому внешне очень похожи. Поскольку пол ребенка также определяется генами, ОБ всегда одного пола.

Однако ни ОБ, ни ДБ совсем не обязательно должны обладать внутренним, психологическим сходством. Такое сходство не предопределяется генами, хотя и может иметь (особенно у ОБ) определенные биологические предпосылки. Оно формируется в первую очередь в результате отношения родителей и других людей к паре близнецов как к единому целому. К ним обращаются «вы», «Дети!», т. е. к обоим сразу, тем самым подчеркивая их одинаковость. Такое отношение к близнецам прочно укоренилось — их одинаковость подчеркивается в стихах и народных преданиях, в детективных романах и газетных статьях. Однако, современная детская психология утверждает, что при таком подходе в воспитании детей близнецов могут возникнуть определенные проблемы. Давайте рассмотрим их.

Воспитание, основанное на всемерном сближении близнецов, ведет к трудностям формирования у них образа самого себя, представлений о себе, так как образ «Я» в их сознании сливается с образом брата (сестры). Близнецы путают местоимения «я» и «мы», с трудом узнают себя в зеркале, откликаются на имя брата или сестры. Из-за этого черты одного могут получить недоразвитие у другого. При этом второй близнец не чувствует себя обделенным и ведет себя так, словно обладает этими чертами. Это может привести к тесной связи между ними и невозможности жить друг без друга.

Дети близнецы

Иногда, например, один из близнецов целиком берет на себя функцию общения пары с внешним миром. При этом в его отсутствие второму может быть очень трудно вступать в контакты с другими людьми. В других случаях только один из близнецов усваивает социальные и нравственные нормы общества и становится как бы «совестью пары». Пока близнецы вместе — такая пара достаточно хорошо адаптирована, но стоит им расстаться, и выясняется, что второй близнец совершенно не умеет себя вести в самых простых жизненных ситуациях.

Подобное разделение между близнецами свойств и функций, которые должны быть присущи каждому человеку, — прямое следствие стремления родителей и окружающих чересчур сближать их, подчеркивать и поощрять их сходство. А ведь близнецы, как следует из самого этого слова, и без того чрезвычайно близки — они же с самого рождения всегда вместе! К сожалению, воспитательный курс на сходство близнецов практикуется в детском саду и в школе. Со «схожими» детьми легче работать в учреждении, чем с детьми разными. На самом же деле личности близнецов, в том числе и ОБ, всегда в чем-то различны и психологически идентичных близнецов не существует. С одним из распространенных типов возникновения различий между близнецами мы уже познакомились — это распределение между ними различных функций (общения, выражения своих чувств и т. д.). Другой, столь же распространенный тип — разделение на лидера и «подчиненного». Лидер — это тот, кто определяет поведение пары в семье и в других ситуациях, принимает наиболее важные решения. Его близнец, даже не соглашаясь с ним, всегда прислушивается к его мнению и чаще поступает в согласии с решением лидера.

Развитие лидерства у детей близнецов

Эти отношения возникают обычно в дошкольном возрасте. В ходе постоянных игр близнецов друг с другом тот, к примеру, кто немного сильнее, может чаще захватывать ведущую роль в игре, и постепенно эти роли становятся реальным фактором существования близнецов, развития их личности. Конечно, совсем не обязательно лидером становится более сильный и здоровый. Есть и противоположные примеры: более слабый и болезненный в раннем детстве привлекает больше внимания и заботы родителей и вследствие этого занимает ведущее положение в паре. Возможны, конечно, и другие механизмы формирования лидерства.

В целом отношения типа «лидер—ведомый» следует считать нормальным явлением, к которому не нужно относиться с тревогой. В таких парах близнецы обычно растут более самостоятельными, чем, например, в парах с разделением функций общения или «внутреннего представительства». Однако бывают случаи, когда лидер полностью подавляет своего «ведомого», не дает ему проявлять инициативу. Часто причиной этого являются неравноправные отношения между родителями: доминирование одного и подчинение другого. При этом один из близнецов ближе к одному из родителей, другой — к другому. Тот, который, как говорят психологи, идентифицировался с «главой» супружеской пары, становится, в свою очередь, главой пары близнецов. В такой, к сожалению, нередкой ситуации несправедливые отношения между близнецами — лишь проекция семейной несправедливости.

Такие отношения могут вызвать в дальнейшем протест у подчиненного близнеца и конфликт, нередко приводящий к полному разрыву. В других случаях открытого конфликта нет, но внутренняя неудовлетворенность ведомого своим положением может привести его к неврозу. Еще в большей степени может пострадать развитие личности лидера. Воспринимая свое доминирующее положение в паре как должное, ребенок рано приобретает завышенную самооценку; он взрослеет, попадает в коллектив, где его претензии не хотят признавать, и конфликт между высокой самооценкой и мнением окружающих может стать причиной катастрофы. Таким образом, совместное существование близнецов создает предпосылки их неправильного развития, но непосредственной причиной таких отклонений являются ошибки воспитания родителей и воспитателей, не сумевших учесть специфики «близнецовой ситуации». Чаще всего, как мы уже говорили, родители вообще стремятся игнорировать различия между членами пары и подчеркивать только их сходство. Когда это не удается (особенно у внешне непохожих ДБ), родители впадают в другую крайность и, постоянно сравнивая близнецов друг с другом, подчеркивают преимущества одного и недостатки другого; тогда один из близнецов становится «любимчиком», другой — «отверженным». Однако нетрудно видеть, что в основе обеих крайностей лежит одна общая причина: «замыкание пары на себя», резкое ограничение круга общения, когда близнецы общаются в основном друг с другом и самое большее — с родителями. Отсюда следует основной вывод: чтобы не допустить неправильного развития индивидуальных черт каждого близнеца, следует сознательно формировать эти индивидуальные черты, а для этого в первую очередь необходимо расширить круг общения близнецов, предоставить им возможность играть с разными друзьями и в разные игры, поощрять разные стремления и интересы.

Индивидуализацию близнецов желательно начинать как можно раньше, покупая им разные игрушки, разную одежду и т. д. Обращаться к каждому из близнецов следует по имени, стремясь формировать отчетливое чувство собственной идентичности, образ самого себя. Если нужно, чтобы близнецы помогли родителям, — пусть каждый выполняет индивидуальное задание, и спрашивать тоже нужно с каждого по отдельности.

Следует избегать чрезмерного сближения каждого близнеца с одним из родителей, чтобы не формировалось разделение типа «мамин — папин близнецы». Каждый из близнецов должен чувствовать внимание обоих родителей. И, конечно же, воспитывая близнецов по-разному, не значит любить одного больше, чем другого. Стремясь к индивидуализации близнецов, нельзя, разумеется, насильственно их разлучать, если они хотят быть вместе. Но когда — а это чаще всего бывает в подростковом возрасте — у близнецов возникает стремление отличаться друг от друга, бывать в разных компаниях и вообще «быть самим собой» — следует мягко поощрять это закономерное желание, помогая каждому стать самостоятельной, полноценно развитой личностью.

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой страницей со своими друзьями: